Яндекс проанализировал поисковые запросы российских любителей видеоигр и опубликовал свои выводы. Как оказалось, не все игроки — заспанные подростки в мятой пижаме, как это нередко представляют СМИ. Есть два типа игроков — геймеры и казуалы. И разница между ними очень существенная.
Компьютерные игры традиционно рассматриваются обществом как нечто постыдное. Любители игр, конечно же, прожигают своё время, они находятся в зависимости, круг их интересов сужается, мозг скукоживается, их надо лечить от этой пагубной заразы! В то же время, например, чтение художественной литературы, игра на музыкальном инструменте или даже просто футбол с ребятами во дворе считаются очень здоровым и развивающим времяпрепровождением.
Этот вздор меня всегда потрясал! С раннего возраста я общался с профессиональными музыкантами и одновременно с теми, кто уже тогда очень серьёзно увлекался играми. И никаких иллюзий по поводу тех или других, конечно, быть не могло. Слово "геймер" и слово "продвинутый человек" всегда означало для меня одно и то же. "Продвинутый" во всех смыслах — электроника, музыка, жизненные принципы, мечты... В то же время какой-нибудь виолончелист и, скажем, таксист были для меня где-то очень близки по этим же параметрам.
В зарубежном обществе не меньше предрассудков по поводу игр, однако там давно и регулярно делают исследования, которые показывают, что игры могут не только быть отличным способом проведения времени в кругу семьи, но и вообще способствовать эмоциональному развитию человека.
То, что сделал Яндекс, наглядно демонстрирует, что есть геймеры-компьютерщики — вот те самые "продвинутые" и казуалы-мещане, для которых игрушки — это способ убить время. При чём среди первых больше мужчин, а среди вторых — прекрасной половины человечества. Впрочем, кто эти люди, исследование не особенно интересуется.
Но самое, наверно, отрезвляющее — это масштабы "бедствия": какая часть общества уже оказалась носителями этой "чумы XXI века". Судите сами: 8% из 20 млн своих пользователей Яндекс отнёс к группе активных игроков. Эти 8% ищут что-то по теме игр в 7 раз активнее, чем в среднем по больнице. Каждый четвёртый запрос от них — это про игры.
Как бы мы ни относились к играм, пора признать, что это явление затрагивает значительную часть общества. К тому же отнюдь не маргинальную: основные потребители казуальных игр, как отмечают эксперты, — это молодые мамы, которым необходимо быстро снимать стресс в перерывах между домом, детьми и прочими обязанностями.
Оставим за скобками стоимость рынка и его перспективы. Например, по данным со ссылкой на Мейл.ру за 2011 год выручка только социальных игр в России достигла почти $236 млн, утроившись за год.